С развитием книгопечатания вид книг изменился: уменьшился их формат, часть тиража реализовывалась уже в переплетенном виде, хотя еще долго, до 20 века, предпочтение отдавалось индивидуальному переплету.
Первый импульс развитию искусства переплета в XV и XVI веках дала Италия, но затем период ведущая роль перешла к Франции.
В Италии стали применять украшения с Востока. Декоративная отделка стала более свободной. Популярной стала техника золочения, когда золото наносилось разогретыми штампами. Основные виды украшений - мавританский орнамент, арабески, ленточный орнамент и плетения, а также светлый и свободный линейный орнамент, как правило, образующий геометрически правильные рамки. Также применялся декоративный принцип, встречающийся при отделке ковров: в центре и углах помещались круглые или овальные поля, которые украшались тонкими и мелкими узорами, а остальное пространство заполнялось простыми и мелкими одиночными тиснеными изображениями. Столь тонкая работа требовала качественных материалов, поэтому для переплетов стали использовать козью кожу различных цветов, например марокен и сафьян, а в качестве подложек сторонок вместо тяжелого дерева — более легкий и эластичный картон.
В Италии основными центрами нового стиля отделки переплетов стали Венеция, Неаполь, Флоренция и Милан. Большое влияние на переплеты того времени оказывали восточные техники.
По книгам из собраний знаменитых библиофилов эпохи Возрождения можно получить представление о культуре переплета того времени. Так, король Венгрии Матвей Корвин (1440—1490) снабжал книги из своей библиотеки богатыми переплетами. Технические детали и использование элементов венгерского декоративного народного искусства позволяют сделать вывод, что эти книги были переплетены в венгерской мастерской.
Примером итальянского стиля эпохи Возрождения являются переплеты, изготовленные для собрания Жана Гролье (1479—1565). Гролье, французский посол в Италии и главный казначей Франциска I, активно коллекционировал книги. Сначала он собирал и переплетал книги в Италии, где перенял геометрический стиль оформления с использованием элементов мавританской орнаментики. После возвращения в Париж Гролье продолжал отдавать в переплет принадлежащие ему книги. Они отличаются красивым и соразмерным расположением элементов и использованием раскраски (кроме техники золочения). Применялись и штампы «азюре» (ассюре), воспроизводившие мелкие заштрихованные изображения цветов и листьев.
Во времена Гролье во Франции был разработан новый оформительский прием — «семе» (Seme), или «семи» (Semis — грядка): заполнение всего декорируемого поля ровными рядами одного повторяющегося элемента. Например, книги для Франциска I украшались буквой F, книги Генриха II буквой Н. Нередко использовалось изображение королевской лилии и т.д.
Источник: https://www.livemaster.ru