Пожалуй, самая знаменитая личность среди переплетчиков (ставшая известной еще при жизни!) – Якоб Краузе. О нем написаны книги, а образцы его переплетов – «золотой фонд» библиотек всего мира.
Точная дата рождения Якоба Краузе незвестна (1526-1527 гг.) Работу переплетчика он начал в Аугсбурге, переплетая книги для некоего Антона Фюггера, а с 1566 года Краузе стал придворным переплетчиком короля курфюрста Августа Саксонского.
В работах Краузе иногда можно встретить монограмму «J.K.F.» — «Jakob Krause fecit» («Делал Якоб Краузе»), а герб его изображал картуш с кружкой, букетом цветов в ней и монограммой «J.K..». Позже внизу его герба появляется автограф — собственная роспись.
Уникальность стиля Краузе – в смешении веяний: немецкого искусства с итало-французской, восточной, арабской орнаментикой. Так был создан оригинальный мотив, ставший постоянным в его переплетах, своего рода смесь итальянского Ренессанса с немецкой традицией и венецианским оттенком.
Работы Якоба Краузе в своем большинстве выполнены в едином стиле – переплет из коричневой телячьей кожи с богатым золотым тиснением. Переплеты красного и черного цвета встречаются крайне редко, как и блинтовое или серебряное тиснение.
Краузе использовал эффект цвета с помощью аппликаций из разноцветной кожи, сверху наносился орнамент из золотого тиснения, иногда – тонкий слой воска или лака. Так переплеты получались полихромными.
Для декора Краузе предпочитал миндалевидные средники и наугольники, декор в стиле арабских храмов, рамки, штампы (например, портрет курфюрста и гербы), пунктиры, предметные изображения (цветы, букеты, ангелы), изображения святых и храмов, а иногда – раскраску тиснения масляными красками. Краузе владел всем арсеналом средств для тисненой орнаментики— это 171 штампик для наборного орнамента, «качалки» для проведения прямых линий — рамок, 38 штампов для большого цельного орнамента, 19 цилиндров-ролей для накатки орнамента.
Еще одна отличительная черта стиля Краузе – роскошно оформленные обрезы книг. Именно на них в ту эпоху делался акцент, т.к. книги в библиотеках зачастую стояли не корешками, а обезами наружу. Работы Краузе отличаются большим разнообразием отделки: использовались и гравировка, и тиснение, и окраска, а иногда на обрез выносились даже название книги или же на нем делались живописные темперные миниатюры. Основные лейтмотивы оформления обрезов у Краузе – раскраска коричневой охрой «чешуя рыбы», плетенки, имитирующие крученую веревку, гербы. Наряду с застежками часто употреблялись завязки из шелковых шнурков и лент обязательно зеленого цвета.
До Второй мировой войны в Дрездене в Саксонской государственной библиотеке хранилось 120 томов работы Краузе, еще 58 – в архиве Дрездена, также работы Краузе есть в библиотеке Дрезденской гимназии, в Музее книги Лейпцига и различных частных коллекциях. Сейчас 385 переплетов находятся в едином собрании Краузе Российской государственной библиотеки. Безусловно одно: это – шедевры переплетного мастерства.
Источник: http://www.raruss.ru/
Читайте в этом разделе другие материалы по истории архивов!
Реклама. ООО "Технологии кадровых решений". ИНН 6658197780