Николай Петрович Хитров был современником Пушкина – и одним из лучших московских переплетчиков. Начал свою деятельность он в 1818–1819.
В 1840-х годах Н.П. Хитров открыл своё переплетное заведение в Москве во флигеле дома князя Андрея Петровича Оболенского /1769–1852/ на Рождественке, д. 12. Князь был весьма просвещенным человеком. Дом его был довольно известным местом среди дворянского общества Москвы, в нем бывали писатели, художники, так что дефицита заказчиков у Н.П. Хитрова не было.
Эксперты называют особенности формирования роскошных переплетов 1840-1850х гг. «петербургским стилем». Основа его – сочетание блинтового тиснения и тиснения золотом на зеленом сафьяне крышек и корешка. Такой прием дает ощущение богатства, изящества и строгости одновременно. Примеров именно такого переплета достаточно среди работ Хитрова.
Мастер широко применял блинтовое (слепое) тиснение, добавляя к нему орнаменты и линейки, выполненные на желтой коже тиснением черной краской. Это делало переплеты очень эффектными и определило на некоторое время фирменный стиль Хитрова. Переплетчик, используя лучший сафьян и шагрень, оформлял книги для французских лавок и библиофилов.
В инкрустированных переплетах того периода фрагменты фона, соответствующие цветным элементам рисунка, удалялись. Позднее, когда кусочки кожи стали наклеиваться на основной покровный материал, требовалось утончать (шерфовать) накладываемые детали до толщины шелковой бумаги, чтобы поверхность композиции по-прежнему оставалась ровной. Эти тонкие кусочки не должны были терять эластичности и формы. Первоначально они наклеивались на бумагу и вдавливались прессом в увлажненную кожу будущего переплета. Оставленные таким образом углубления являлись местами последующих инкрустаций. Чтобы сделать более аккуратными границы соединения фрагментов, сверху наносилось золотое или красочное тиснение, которое и само по себе требовало большого искусства. Как правило, такое тиснение было линейным, контурным.
Но иногда слой золота, окаймлявший детали мозаики, оставался достаточно широким, создавая эффект ювелирного изделия. Примером такого рода является переплет из темно-фиолетовой шагрени и цветного сафьяна Николая Хитрова. Следует Художественное оформление заказного владельческого переплета еще в XIX в. редко соответствовало содержанию книги и ориентировалось скорее на моду, вкус и возможности заказчика и самого мастера. Так и у Хитрова — напоминающая эмальерную работу верхняя крышка переплёта сочинения по политической экономии украшена дополнительно мозаичным медальоном с изображением птички.
Учеником Хитрова стал герой Отечественной войны Алексей Петрович Ермолов /1771–1861/, заходивший в гости и к хозяину усадьбы, и в мастерскую переплетчика. Знаменитый генерал к этому времени имел собственное переплетное заведение, используемое для содержания личной библиотеки. В последние годы своей жизни полководец переехал в подмосковное имение Осоргино, куда перевез и свою переплетную. Ермолов с большим удовольствием занимался переплётным искусством вместе со своими крепостными. И некоторое время учился и у Хитрова.
Работы Хитрова считаются одними из ярких образцов лучших переплетов того времени и ценятся среди коллекционеров и букинистов.
Все материалы из истории архивов и переплетов - в этом разделе (статьи) по хэштегу #история_архивов.
Реклама. ООО "Технологии кадровых решений". ИНН 6658197780